Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников


Опубликованно 10.11.2016 21:04

Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников

Готов ли выпускник педвуза работать в школе? Как оценить хороший учитель или плохой? Почему бы не оценить качество работы педагога на студентов ЭКЗАМЕН? Эту тему и многое другое, - сказал академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, наши студенты постоянно сдают экзамены вступительные, промежуточные, выпускные. Скажите, выпускников педвузов, как-то "фильтр" на входе в школу? Они готовы для работы учителя?

— В России, документ о послешкольнольном подготовки две цели: с одной стороны, диплом свидетельствует об окончании учебного заведения и допуск к более высокой ступени образования (в аспирантуру, в случае высшего образования), с другой стороны, дает проход, на рынке труда. Впрочем, в мире, далеко не всегда так: во Франции, например, ты можешь закончить Сорбонну, но и работать в школе, ты не решат, пока успех не средний экзамен на профквалификацию.

Готов ли выпускник педвуза диплом "два в один", работать в школе? Практика показывает, что это не так. Надо "доводить до ума". Кстати, случайно, многие директора школ, когда сравнивают выпускников педколледжей и вузов, говорят, что "машина" класс работы в начальной школе и лучше подготовлены выпускники колледжей.

В стандартах говорится, что дети должны освоить красивые метапредметными навыками, они должны приобрести навыки анализа и критического мышления, хорошие коммуникативные навыки, научиться работать в сотрудничестве. Но это-то, что мы готовимся к тому, что наши студенты педвузов? Как правило, нет. В университетах есть лекции, семинары и экзамены, когда каждый сам за себя; и есть практика, в ходе которой, по-видимому, должна быть произведена в сотрудничестве, но на самом деле, там делается редко, и во многих педвузах практика до сих пор воспринимается как очень не обременительная нагрузка для учителей.

Выходит, что мы не готовим будущего учителя к тому, что требуем от школьника. Но согласитесь, вряд ли человек, который сам не обладает той или иной компетенцией, способен научить владеть кто-то другой.

- Какие специфические навыки, на ваш взгляд, обязательно должен обладать будущий педагог?

— Ответ на этот вопрос попытался найти Евгений Ямбург, который со своей командой разработал профстандарт учителя. На мой взгляд, коллега, слишком много, написали "хотелки". Они нарисовали портрет идеального, а не реального педагога; вероятно, даже не профессор, и портрет, хорошие школы, в которой учителя работают с одаренными детьми, с детьми девиантного поведения и с родителями.

Что мы тестируем будущего учителя, когда ей выдавать диплом? Мы проверяем знание предметов физики, математики, литературы, русского языка и других Нужно? Бесспорно. Кроме того, во время защиты диплома, мы проверяем, может ли он участие в исследовательской деятельности, в частности, квазиисследовательской работы, так как часто речь идет не о новом знании, и некоторые из компиляции уже известных знаний. Но проверяем мы профессиональное мастерство-то, как он умеет работать с детьми? Нет! Считается, что он узнал из емкости в время педпрактики.

В последнее время, все больше и больше разговоров о том, что вы должны ввести профессиональный экзамен для наших учителей. Речь идет не о тесте, и более сложной оценочной деятельности, прототипы которой в России хорошо известна. Что-то подобное в бизнес-образовании: создает флажки, слушателей, наличие тех или иных навыков. Вполне вероятно, что, с чемоданом в состоянии работать одновременно в двух-трех студентов, и это работа группы, о которых я говорил ранее.

- Как вы можете каждый выпускник проверить все навыки, которые изложены в профстандарте?

— Все должно зависеть от вида деятельности, он готовится. Если он будет в школе элиты, необходимо проверить, знает ли он работать с одаренными и мотивированными детьми. Если он идет в школу в районе комплекса, необходимо проверить, знает ли он выполнять работу по предупреждению асоциального и девиантного поведения. В школе для детей с ОВЗ, требует определенных навыков, в школе, где много мигрантов, другие, в сельской малокомплектной школе треть. Надо проверить именно то, что он будет в зоне ближайшего карьера профессора.

- Не работает, потому что эти элементы управления загонят молодого педагога в контексте узкого профиля?

— Это может быть диплом, но и многие другие сертификаты, подтверждающие наличие той или иной компетенции. Это как мощный двигатель, которым, можно, если необходимо, и добавить агрегаты: если надо пахать, можно повесить плуг, надо боронить – борона, нужно сеять – плантатор, надо бить — молотилку. Каждый раз, когда учитель, освоили новые навыки, получает сертификат и соответствующее вознаграждение. Согласен, одно дело обучения математике слепых детей, а другой – здоровье детей.

- Предположим, например, педагог получил все эти навыки. Как проверить качество его работы?

— На качество работы учителя нужно судить, только добавил: если о тебе, дети были на одном уровне, и с тобой работал, вышел на другую, это означает, что вы хороший педагог. Это требует независимая система оценки в школе: надо проводить мониторинги и срезы успеваемости, зафиксировать прогресс и регресс.

Я категорический противник оценки учителя средней школы по результатам ГИА и ЭКЗАМЕНА. Конечно, экзамены дают определенную информацию, но вы всегда должны учитывать культурный контекст, даже в том числе информация о наличии колледжей бабушки с высшим образованием. Если мама и папа академики, и ребенок сдал ЭКЗАМЕН на 80 баллов, нужно понять, почему это так произошло. И если ребенок из многодетной семьи, где воспитывает одна мама, получил 50 баллов, учитель ребенка может быть и похвалу. Лобовое стекло сравнение не является актуальным.

- Но, опять же, мы говорим о проверке успеваемости учащихся, учителей...

— Мы просим учителей, знают ли они обучать детей патриотизму. Конечно, они говорят, что они знают, церемония писать замечательные эссе на эту тему. Но будут ли они это делать в школе? Учитель может знать, но не делать. Следует проверить деятельность профессора, и его активность детей в их развитии.

Ясно, что спешить здесь. Как только результаты анализа будут приняты административные меры, как только мы начнем наказывать или поощрять учителей, и там начинают локти на поле. Это как в старой байке, когда в одном из районов, обком КПСС потребовал учить детей без троек, и всего за один год в школе, остались только студенты и хорошисты. Кстати, если говорить о патриотизме, необходимо оценивать не деятельность конкретного учителя или, не дай Бог, уровень развития патриотизма учащихся, и вся ситуация школьной среды – создает ли условия для формирования патриотического сознания у студентов. И хорошо, следует сначала договориться о том, что мы вкладываем в это понятие.

Главное – культура и оценке деятельности учителя. Меры в этом направлении принимаются, но проблема фона не установлено. Есть бонусы, но не четко прописаны в коме и перегружать. Например, в некоторых школах учителям доплачивают за участие детей во внешкольных — бывает, что детей пинками загоняют на эти мероприятия. В регионах министра шутка, что бабушки боятся подойти к перекресткам ему сразу же ток, студентов, есть на руках, тащить на другой стороне улицы — он подписал бумаги о том, что они помогли ей в сложной жизненной ситуации.

Учителя в школах уже начинают собирать детей в системе образования называется портфолио сертификаты о прохождении обучения, дипломы участников разных событий. Но он изменил этой реальной деятельности учителя? Вопрос остается открытым. Да, мы постепенно уходим от знаниевой парадигмы, но для оценки реальной эффективности работы учителя, мы еще не имеем. Задачи, которые перед педагогической науки и управленцами.



Категория: Интернет