Глава ФАС Артемьев: "Нужно отменить закон о естественных монополиях"


Опубликованно 17.07.2020 00:29

Глава ФАС Артемьев:

— Игорь Юрьевич, главная задача ФАС, как известно, защиты и развития конкуренции в стране. Какова его оценка: наша экономика становится все более конкурентоспособной?

— За последние 30 лет у нас было в этом смысле тектонических изменений. В советской экономике было достаточно, чтобы иметь в любой стране, например, завод монополист по производству холодильников, один завод по производству систем радиосвязи. В быстро меняющихся условиях четвертой промышленной революции, для успешного развития страны не является достаточным. На мой взгляд, в подавляющем большинстве отраслей российской экономики, включая инновационные отрасли, уровень конкуренции внутри страны является очень высокой. Часто этому способствует партнерство с зарубежными передовыми компаниями. В условиях падения мировых цен на нефть и пандемии коронавируса многие российские компании продемонстрировали удивительную гибкость. Так, во время пика распространения COVE-19 скорость доставки продуктов в продаже увеличилось в 7 раз, с ростом спроса на продукцию в 3 раза. В условиях централизованной советской экономики этого достичь было невозможно. Тем не менее, в последние годы, мы видим, что государственные компании все больше и больше укрепить позиции на рынке. Особенно это заметно в банковском секторе. Кроме того, госкомпании занимают лидирующие позиции в сфере ОБОРОНЫ и безопасности. Отчасти это связано с западными санкциями, которые в первую очередь ударил по финансовой сфере и обороноспособности страны. Тем не менее, естественные монополии оправдано только там, где государство обязуется обеспечить доступ предпринимателей и граждан в инфраструктуру. Должны быть под жестким антимонопольным контролем. А в некоторых случаях, компания нам не нужна. К примеру, с ответственностью ГК «Автодор», на мой взгляд, хорошо бы сделать частные лица.

За те 16 лет, она возглавляет службу, многое изменилось антимонопольное законодательство. Какие приняты законодательные акты вы считаете наиболее важными?

— Для того, чтобы повысить уровень здоровой конкуренции в российскую экономику, мы взяли четыре антимонопольный пакет законов, которые получили высокую оценку среди экспертов ОЭСР за рубежом. Напомню, что в прошлом году Россия, благодаря усилиям ФАС россии, входящих в топ-10 стран с лучшим законодательство и антимонопольное законодательство в этом вопросе. Кроме того, появилась антимонопольного законодательства в области резки. Мы достигли более 100 антимонопольных поправок в федеральный действующими отраслевыми. Дело в том, что во многих отраслях экономики имеет свою специфику. Например, энергия очень отличается от воды. С нашей подачи, правительство приняло более тысячи антимонопольных актов. Исход был ясен и прочная система регулирования антимонопольного законодательства. Но работа в законодательной сфере у нас еще не конец.

— В каких областях?

— Три с половиной года назад мы подготовили закон об основах тарифного регулирования. Этот акт высшей юридической силы объясняет, что должно быть в тарифе, и что не должно быть никогда. Потому что сейчас мало людей понимают, как должны формироваться тарифы. Сегодня действия правительства на цены, они больше похожи на лоскутное одеяло, они очень разные в различных областях. Кроме того, это своего рода «винегрет» иногда приводит к тому, что в регионе, например, могут рядом быть две гидравлические станции, тарифы которой для потока 1 кубический метр воды, препараты могут различаться в 50 раз! Подобные негативные тенденции набирают силу и в здравоохранении. Не секрет, что существуют фармацевтические компании, которые по различным причинам могут отказать в продаже в нашей стране, например, единственный в мире препарат, который спасает жизнь детей. Кроме того, мы очень обеспокоены гиперактивность транснациональных IT-гигантов, которые берут под контроль огромные информационные потоки, и начинают манипулировать, что приводит в некоторых случаях к дискриминации целых стран и народов. Некоторые международные IT-гиганты, пользуясь доминирующим положением на рынке, начинают повышать цены для потребителей и разоряют конкурентов. Мы планируем трудно остановить эту практику. ФАС подготовила пятый «цифровой» антимонопольный пакет. К сожалению, его принятие позволит предотвратить пандемии, но мы надеемся, что Госдума в ходе осенней сессии. В нашем портфолио проекты законов, также доступны инициативы в сфере государственных закупок и оборонного заказа.

— Много нарушений антимонопольного законодательства за год находит службу? В каких отраслях экономики больше нарушений?

— 10 лет назад в центральном офисе ФАС провела около 2 тыс. антимонопольных дел в год, сейчас — около 200. Это доказательство того, что в нашей стране к лучшему изменилось корпоративной культуры и ее значение. Сегодня почти все крупные компании, за исключением особенно неприятны, имеют внутреннюю соблюдение антимонопольного законодательства: у нас работают соответствии офицеры, предотвращают внутри компании нарушения антимонопольного законодательства. В результате нарушения на рынке все меньше и меньше.

Проблемы отрасли — рынок лекарств и рынок дорожного строительства. Папки сговора здесь это очень дорого для налогоплательщиков и государственного бюджета. Вместе с правоохранительными органами мы пытались пресечь такие преступления. Чаще всего дела возбуждаются по статье 10 Закона о конкуренции — злоупотребление доминирующим положением. И здесь, вне всякого сомнения, абсолютным лидером в течение многих лет он оставался естественных монополий. В список нарушений — недопуск к инфраструктуре частных компаний, навязывание кабальных условий в цене, заговоры и заговоры о разделе рынка. Кстати, чтобы знак сговора предусмотрены не только оборотные штрафы. Некоторые энтузиасты плакаты уже за решеткой. Часто дела возбуждаются из-за недобросовестной конкуренции. Предприниматели стремятся присвоить чужие товарные знаки, технологии, распространяют ложные слухи о конкурентах.

— Считается, что в России много монополий — как природных (например, газ и железнодорожный), и не очень (например, на региональном уровне ЖИЛИЩНО-коммунального хозяйства). Если вы согласны с такой оценкой и как служба борется с засильем монополий?

— Я всегда последовательно выступал против естественных монополий. Потому что всегда будут корыстные люди, которые, используя свое положение, стараются набить свои карманы. Но важно понимать, зачем строить магистральные газопроводы, нефтепроводы, когда уже есть труба «Газпрома» и «Транснефти»? Для этого не нужно. В этом и суть естественной монополии.

С другой стороны, в московском авиационном узле аэропорта или дальневосточные порты давно конкурируют друг с другом. А потому, что они по старинке называются естественными монополиями? Они соревнуются между собой. Я не говорю по разделу «Газпром» или РЖД. Но почему вы не можете продать 25% железнодорожной монополии и деньги, чтобы построить новые пути? Государство не теряет контроль над стратегической отраслью. Но с удовольствием приходят портфельные инвесторы. Таким образом, один из великих шагов, которые мы хотели бы сделать это через национальный план по развитию конкуренции, - это изменить определение естественной монополии. Нужно упразднить закон «О естественных монополиях». Новое определение естественной монополии, должно стать нормальным главой в законе «О конкуренции». К сожалению, наша законодательная инициатива остается без движения уже 10 лет. Монополии живут хорошо, хотят жить хорошо, и больше, так что против любого изменения.

— Несколько ведущих институтов государственного развития, осуществляемого маркетинга. Так, был арестован Дома.РФ, созданного для поддержки строительства жилья, вместо того, чтобы раздавать деньги через банки-агенты, создал банк Дома«.РОССИЙСКОЙ федерации», который всего за полтора года вошел в топ-10 ипотечных банков. Или он был арестован на САЙТ, также созданный для поддержки малых и средних предприятий, раздает деньги через «внучку» — МСП-банк. Как ФАС реагирует на этот конфликт интересов?

— Во всем мире государственные институты развития занимаются развитием инфраструктуры. Чаще всего финансируют проекты, что для того, чтобы его потеря не привлекательных для частных компаний. И Россия не является исключением. Нам удалось законодательно обязать институты развития, чтобы участвовать в проектах на благо граждан и экономики. Я согласен, что рождение другой ниши, банк был — плохой сигнал для конкурентов. Банк Дома«.РОССИЙСКОЙ федерации» появился из-за серьезных изменений на рынке ипотечного кредитования. Нужно было решить проблему обманутых инвесторов и стимулировать строительство жилья. Новые правила игры и дополнительные требования были неприемлемы для коммерческих банков, потому что они увеличили свой кредитный риск. Требуется помощь общественных учреждений с их огромные возможности бюджетного финансирования, гарантий и средств. Это особый случай. Мы оперативно вмешивается в процесс, когда я слышал, что разработки выходят на рынок и начинают необоснованно конкурировать с частными игроками.

— Как с развитием конкуренции, связанный принцип тарифного регулирования, в частности, в сфере ЖКХ?

— В 90-е годы в сфере ЖИЛИЩНО-коммунального хозяйства произошел своего рода плутократии. Согласно практиковать то тарифную политику «инфляция плюс», монополистов-поставщиков электроэнергии, тепла, газа, воды, под различными предлогами раздували тарифы, они построили дом престарелых и дворцы. И только несколько лет назад начались попытки искоренить эти безобразия. Пять лет назад правительство начало поддерживать так называемые предельные тарифы. Когда ФАС поручено тарифного регулирования, мы имеем утвержденных предельных индексов, которые не может преодолеть никто без разрешения правительства. Изменения не всегда проходят без проблем. Каждый год мы записали в регионах около 2 тыс. случаев, когда местные власти на основании законов, написанных в 90-е годы, они повысили свои тарифы ЖКХ, как нравится и кому нравится. Компании, например, в тысячу процентов, другой-на два. Вы региональных энергетических комиссий были свои домашние животные. Эти особые отношения, которые мы перестали. В прошлом году мы выявили около 50 случаев действительно разумное повышение тарифов. Но в 2 тыс. случаях повышение было квалифицировано как самоуправство. Часто монополисты покупают специально отобранных «дружественных» поставщиков по завышенным ценам. Таким образом, «нагрузка» воры передают в стоимость проживания. Почти каждый месяц антимонопольные органы и Рэки принимают около 100 решений для снижения тарифов ниже инфляции. Для того, чтобы изменить ситуацию, ФАС предложила президенту и правительству уйти в тарифную политику по принципу «инфляция минус», утверждает, бережливый и внимательный поставщиков коммунальных услуг. И это была сохранена.

— Помимо коммунальных услуг, одним из наиболее проблемных для ФАС — цены на бензин. Вам не кажется, что эта сфера является сейчас либерализовать, чтобы мы видели, наконец, не только рост, но и снижение цен на заправках?

— Это был серьезный выбор, который был сделан 2 года назад. На мировом рынке цены на нефть имеют большую волатильность. В двух словах, то подняться до 120 долларов за баррель, чтобы затем упасть до $8. Для того, чтобы не зависеть от этих колебаний, по указанию президента более 10 лет назад был создан фонд Национального благосостояния, и в результате была введена для отечественных нефтеперерабатывающих заводов, так называемый обратный акцизов — амортизатора, который мы предложили еще 7 лет назад. В чем его суть? Когда цена на нефть на мировом рынке увеличивается, амортизатор сдерживает рост цен на внутреннем рынке. Когда цена падает, статус, соответственно, уменьшить ставки акцизного сбора для российских НПЗ, так что они не обанкротились. Правда, амортизатор не является универсальным. Когда цены на биржах растут, рентабельность малых предприятий, не входящих в нефтяные компании вертикально-интегрированные (ВИК), сильно проседает. Поэтому для них с точки зрения налогообложения, необходимые добавки. Другими словами, амортизатор нуждается в «золотые». Тогда можно ожидать стабилизации ценники на азс.

— Насколько парализована конкурентной среды в нашей стране эпидемии коронавируса, из-за которой многие предприятия пришлось идти с протянутой рукой к государству?

— Из-за пандемии целые отрасли экономики оказались в тяжелом положении. Особенно пострадал малый бизнес, который должен стать основой для стабильности любой экономики. Стоит сказать, массовое предпринимательство — будущее нашей страны. Правительство, как вы знаете, предложил налоговые и арендные каникулы, льготные кредиты. Но этих мер было недостаточно. Сейчас потребительский рынок ожил, начал восстанавливать работу баров и ресторанов. Но многие предприятия в сфере услуг все еще находятся в состоянии глубокой депрессии. Очень впечатлен воздушного транспорта, индустрии развлечений, туризма и индустрии гостеприимства. Из-за эпидемии люди просто перестали пользоваться этими услугами. За счет наших резервных фондов, требуется, на самом деле, для того, чтобы перезапустить экономику, и что сейчас происходит на наших глазах. Но для этого необходимо поддержать предприятия. То есть, прежде чем доить корову, ее нужно съесть.

— Недавно «МК» провел расследование, после того как вы определили незаконный оборот китайских check-тест на антитела к мяса так. Несмотря на запрет Наблюдателя, они продаются в аптеке. Получить на веб-сайте аптек реклама результат этих тестов, мы послали к вашим услугам подробный запрос, а также ссылку на опрос, опубликованный на нашем сайте. Предварительно пресс-служба ответила, что услуга будет принята во внимание позиция Наблюдателя и Стоунхендж. Если вы получили ответы от заинтересованных учреждений и какую позицию занимает ФАС о недобросовестной рекламой этих тестов?

— Значительная часть случаев параметры, на основе признаков преступления, которые они обнаружили, журналисты и написали о нем. За это я хочу сказать огромное спасибо. Да, мы получили объяснение, Эпидемиологии и Наблюдателя, что использовать тест-системы и COVE-19 могут только квалифицированных медицинских работников, с соответствующими лицензиями. Это означает, что продажа гражданам быстрой проверки торговых сетей является нарушением закона. И с вашей подачи мы готовим соответствующее антимонопольное дело, которое в ближайшее время будет создан, изучен и виновные понесут за это наказание. Понятно, что люди, которые не имеют соответствующей медицинской квалификации, могут в состоянии тревоги совершить трагическую ошибку и нанести вред вашему здоровью и здоровью своих близких. Поэтому, призываю всех граждан, чтобы сделать check-test в соответствующих медицинских учреждениях. Слава богу, и в Москве и по всей России их достаточно.

— Какие странные вещи, возбужденных ФАС, ты помнишь?

— Я помню, знаковые дела. Среди них — ряд штрафов, чтобы ВЫИГРАТЬ. В 2007-2010-х годах крупные нефтяные компании заплатили в общей сложности в госбюджете антимонопольного штрафа на общую сумму 20 млрд рублей. В то время это был 6-й размер штраф за всю историю антимонопольных преследований по всему миру, начиная с XIX века. Это было то, что нефтяники поняли, что они могут понести огромные материальные потери, если будет продолжать хулиганить. Кроме того, были вспомнены все дела, возбужденные в отношении Google и Microsoft. Мы были первыми вынесли такое решение, против многонациональных IT-гигантов. Тогда Google был оштрафован на $3 млрд в ЕС. Добавлю, что мы получили много положительных практик в рамках сотрудничества антимонопольных органов стран БРИКС. Китай, Индия, Бразилия, южная африка и Россия контролируют почти 50% рынка международного маркетинга. Когда мы объединяем усилия, мы будем очень внимательно слушать все транснациональные корпорации.

— Во время пандемии, Правительство РОССИЙСКОЙ федерации проводит политику дерегуляции и уменьшения административного бремени на бизнес, однако ФАС в этих условиях, настаивает на ужесточении контроля и надзора. Чем это вызвано?

— Наши предложения касались укрепления надзора только для цифровых монополии, которые извлекли выгоду чрезвычайно из режима auto-изоляции. Мы хотели иметь под рукой правильные методы, чтобы обуздать в случае необходимости, свои аппетиты. Именно в области IT прошло большое количество вирусов управления на фоне пандемии. Но есть веские причины: мы хотели исключить из соревнований практике, направленной на продукты питания и лекарства, что продаются в магазинах онлайн. Я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить самое глубокое уважение к владельцам и руководителям аптечных сетей и супермаркетов, которые в трудный период оказались выше всяких похвал. Но достойно вести себя не может и все. Наиболее важным для потребителей и для общества в целом, обнаружить отдельные нарушители, которые пользуются общей паники окружающей среды в целях незаконного обмануть себя прибыли.

Сергей Артемов, Дмитрий Души Заголовок в газете: Игорь Артемьев: «Нужно упразднить закон «О естественных монополиях» Опубликовано в газете "вестник" n 28310 от 14 июля 2020



Категория: Финансы