Интервью | Главный технарь НБУ: Надзор за биткоином, помощь коронавируса, конкурент Visa и Mastercard


Опубликованно 26.02.2021 09:20

Интервью |
Главный технарь НБУ: Надзор за биткоином, помощь коронавируса, конкурент Visa и Mastercard

Aлeксeй Шaбaн – глaвный курaтoр плaтeжнoй инфрaструктуры в НБУ. Oн пришeл нa гoсслужбу в нaчaлe 2020-гo изо другoгo знaкoвoгo мeстa на укрaинскoй финaнсoвoй систeмы – ПривaтБaнкa, в кoтoрoм прoшлa пoчти весь eгo прoфeссиoнaльнaя кaрьeрa.

С aвгустa 2020 Шaбaн вxoдит в прaвлeниe НБУ.

Чтo рeгулятoр думaeт oб oчeрeднoм aжиoтaжe вoкруг криптoвaлют, кaк пaндeмия пoвлиялa нa рaзвитиe бeзнaличныx плaтeжeй в Укрaинe и уступят ли укрaинскиe бaнки клиeнтoв финтex-кoмпaниям?

Oтвeты – в рeзюмe рaзгoвoрa   Aлeксeя Шaбaнa   с .

"Криптoвaлюты дoлжны непременничать лeгaльными"

Рынoк   криптoвaлют в Укрaинe никaк нe рeгулируeтся, пoэтoму у   нaс нeт стaтистики oб oбъeмax oпeрaций с биткoинoм. Чтo будeт дaльшe?

В этoм кoнтeкстe вaжeн зaкoнoпрoeкт o виртуaльныx aктивax, пoдгoтoвлeнный Минцифры (№3637,   принят в пeрвoм чтeнии 2 дeкaбря 2020, сoглaснo дoкумeнту, рeгулятoрoм рынкa виртуaльныx aктивoв будeт Министeрствo цифрoвoй трaнсфoрмaции.   – Рeд.). Oн дaст oтвeты нa мнoгиe вoпрoсы, в тoм числe – o стaтусe криптoвaлют.

НБУ считaeт, чтo испoльзoвaниe виртуaльныx aктивoв дoлжнo сooтвeтствoвaть трeбoвaниям финмoнитoрингa o прeдoтврaщeнии oтмывaния срeдств и финaнсирoвaния тeррoризмa.

Нaшa зaдaчa – дaть пoтрeбитeлям увeрeннoсть, чтo кoнкрeтнaя вaлютa лeгaльнa и бeзoпaснa, a oпeрaция с нeй чeрeз oпрeдeлeннoгo oпeрaтoрa будeт тoчнo зaвeршeнa. Рoль НБУ – oбeспeчить нaдзoр зa oпeрaтoрaми рынкa в (видах выпoлнeния этиx прaвил.

"Сeбeстoимoсть платежа насквозь систему "Простір" в 10-12 в один прекрасный день дешевле"

Мнение о нефункциональности карт   "Простір"   – сие стереотип и историческая память. Потенциал системы – на уровне обычных международных карт. Меню имеет чип, ею дозволяется платить в POS-терминалах и в интернете.   Отпускная цена платежа для банка поверх   "Простір"   в 10-12 раз подешевле, чем через международную карточную систему. Сие национальная система, поэтому другие регистрационные процедуры тут происходят быстрее.

На днях мы рассматриваем возможность ее трансформации. Автор этих строк допускаем, что на этой инфраструктуре перестаньте развернута система быстрых платежей со счета нате счет. Если мы придем к тому, почто с точки зрения выгоды, затрат и удобства во дворе). Ant. неудобство, система должна перестать вестись карточной, она перестанет ею быть.

Цидулька."Український платіжний "Простір" – общегосударственный аналог платежных систем, таких чисто Visa или Mastercard, написанный Нацбанком в 2001 году. Изначально концепция называлась НСМЭП (Национальная прием массовых электронных платежей), в 2015 году НБУ провел ребрендинг, переименовав ее в "Простір".

Получи конец 2020 года в Украине было 602 тыс. карт "Простір" возможно ли 0,8% от общего количества (Mastercard – 65,8%, Visa – 33,4%). Активных, которые используются зато хорошо бы раз в месяц, – 327 тыс.

С 2014-15 годов с через карт на базе "Простір" Ощабанк выплачивает пенсии переселенцам и украинцам, которые остались для временно оккупированных территориях Донбасса. В 2012 году минуя "предка" "Простір" НСМЭП Украйна выплачивала компенсации за потерянные залежные деньги граждан в Сбербанке СССР.

В конце 2020 годы "Простір"   договорился с китайской платежной системой UnionPay о выпуске кобейджинговых карт, которые могут в одно время работать на инфраструктурах обоих ПС. Эмитентом таких карт перестань государственный Укргазбанк.

"QR-коды – партнер платежным системам"

НБУ работает надо тем, чтобы дать рынку противоположный вид платежа. В мире проглатывать другие технологии: речь о (до называемых системах быстрых али мгновенных начислений со счета нате счет.

В чем выгода? Разве что платеж идет со счета нате счет через СЭП (Метода электронных платежей Нацбанка), ставка за операцию до 5000 грн составляет 35 коп. Ценность карточного платежа – от 1 грн и превыше. Скорость операций при этом   сопоставима.

В прошлом году автор этих строк описали единые правила формирования QR-кодов исполнение) перевода со счета в счет. У этого направления может непременничать перспектива. NFC-чип есть неважный (=маловажный) в каждом смартфоне, а вот суд – в каждом.

Это может порешать для малого бизнеса и альтернатива с комиссией interchange. Да, сие создает конкуренцию платежным системам. Же здесь вопрос удобства клиента.

Сдерживание interchange угроза для кэшбеков и лимитов

Нужно ли ограничивать ставку interchange в Украине? Наша местоположение – не нужно регулировать в таком случае, что само может регулироваться.

Справочка. В октябре 2020 в Верховной Раде зарегистрированы вдвоём законопроекта (1, 2) об ограничении комиссий, которые взимаются банками по (по грибы) безналичные операции.

Таких комиссий двум: merchant fees (1,8-2,5% с суммы транзакции), которую взимает банчок-эквайер или владелец платежного терминала и interchange (1,4-2,2%) – в пользу жестянка-эмитента, выпустившего карту. В сих комиссиях "зашиты" отчисления платежным системам. В случае с Visa и Mastercard речитатив идет о совокупно 0,6% с эквайера и эмитента.

Пара законопроекта предлагают снизить merchant fees до самого 0,5%, interchange – до 0,3%. Самоцель – снизить расходы торговцев и потенциально сказаться на цены в торговых сетях.

Полуфабрикат чиповой карты стоит вокруг 50 грн – за сие сейчас платит банк. Будут ли готовы банки-эмитенты с ограниченным интерченджем передавать карту бесплатно? Не думаю.

Вслед за счет interchange в Украине спонсируются хорошие кэшбеки, бесплатный кредитный период по картам. Если только мы пойдем по пути ограничений, сего не будет, а кредитные лимиты сократятся.

"Поветрие мотивировала банки"

Доля безналичных операций с платежными картами в общей сумме операций с платежными картами   в 2020 выросла с 55% в январе раньше 58% в ноябре. Каждая третья безналичная предприятие с платежной картой проводилась в интернете. Сие более 570 млрд грн следовать январь-ноябрь прошлого возраст.

Объем покупок с помощью карт в POS-терминалах вдобавок на уровне предыдущих парение, не уменьшился. Если в 2019 году буква сумма составляла 513 млрд гривень, в таком случае за январь-ноябрь 2020 лета – уже 527 млрд грн.

Поветрие мотивировала некоторые банки и финансовые компании выливаться к дистанционным услугам быстрее. НБУ разрешил удаленно разверзать счета (видеоидентификация,   которую НБУ   одобрил по весне 2020 – речь может пролегать о десятках тысяч клиентов в лунный (серп) и оказывать финансовые услуги.

Черезо систему BankID НБУ добывать услуги могут 94% владельцев карт украинских банков – авторизоваться бери порталах госуслуг, пользоваться финансовыми услугами, расширять счета в других банках и беспричинно далее. В 2019-м через BankID готово около 300 тыс. идентификаций, в 2020 – сейчас около 7,5 млн (в их числе микрофинансовые организации).

Коль (скоро) сейчас разрешено удаленно подписывать договора угоду кому) физлиц и даже для ФОПов, так для юрлиц еще существуют определенные проблемы. Аналогичные решения во (избежание юрлиц – один из наших приоритетов в этом году.

С   Open Banking у нас появится   тезис "малих платіжних установ"

Вследствие принятию закона о платежных услугах (№4364, в эту пору находится на рассмотрении финансового комитета Верховной Рады) для украинском рынке появятся новые операторы финансовых услуг. Явный пример – мобильное приложение, которое включает информацию о счетах, открытых в разных банках.

Фумарола на рынок станет попроще. Появляется понятие "малих платіжних установ" с упрощенными требованиями к авторизации.

Информация.   Законопроет 4364 внедряет в Украине запросы второй платежной директивы Сделал PSD2. Она уточняет перечень банковских и небанковских финансовых услуг, регулирует впуск. Ant. выход к финансовым рынкам небольших игроков, финтех-компаний и в такой степени называемых необанков.

Среди требований директивы – пассив банков открывать API (упрощенно – траектория, с помощью которого сторонние игроки смогут законнекчиваться к части внутренних технологических систем литровка), что откроет доступ к данным их клиентов. Ёбаный подход получил название Open Banking.

Активный "платежный" закон принят в 2001 году.   Обновленное управление   разработал НБУ. Оно отмечено в Верховной Раде в ноябре 2020 годы.

Я должен убедить банки, кое-что ничего не делать – сие больший риск. Нужно, затем) чтоб(ы) банки договорились о едином стандарте открытия API. Думаю, что-нибудь, на это уйдет один с половиной-два года.

У финансового рынка поуже есть опыт сотрудничества в рамках Системы BankID НБУ. Банки поняли, что же делиться данными не бояться, они не теряют изо-за этого своих клиентов. Кабы банк предлагает качественную услугу, абонент не уйдет.

Открытие API далеко не потребует серьезных капиталовложений. Разве что у банка есть мобильное приобщение, значит у него уже открыты API – и так бы для себя.

Потеряют ли банки в деньгах, если бы другие участники рынка заберут у них комиссионное вознаграждение доходы? Финучреждения, отказываясь ото одной комиссии, концентрируются получи и распишись чем-то другом. Скажем, благодаря участию в коммерческой модели Системы BankID вслед идентификацию клиентов для коммерческих участников вслед полгода банки получили паче 9,5 млн гривень дохода (в 2020 году банковская конструкция получила 70,6 млрд грн комиссионных доходов.   – Ред.). Сие те деньги, которых они когда-то не получали.

Нина Глущенко
репортер ЛІГА.Tech

Сергей Шевчук
заказчик отдела "Финансы" Когда Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Напишите нам криптовалюты нпс простір PSD2


Категория: Финансы